ИСПЫТАНИЕ ПРАЗДНИКОМ Первое января — самый горький и незащищенный день в году. В январе все мы сироты: нас покинул Большой Старый Год, с которым мы сроднились, срослись до мелочей, который мы разгородили на множество дней и надышали их своим теплом. Новый год — это, в сущности, катастрофа: все перегородки рухнули. Теперь все — заново. И еще неизвестно, как удастся. О это ежегодное упражнение в пластичности, регулярное испытание небытием. А ведь как хорошо все начиналось! Бегали по магазинам, закупали подарки, стараясь угадать, кому что понравится. Резали салаты, запекали мясо, украшали елку. И главное, самое смешное, самое дикое — опять ждали волшебства, чудесного преображения мира и нас самих, которое обязательно случится в эту ночь. Разве не это обещала нам всеми блестками, всей сияющей мишурой, шариками и еловыми веточками, свечками и звездочками вся громадная индустрия праздничных обещаний, наращивания новогоднего настроения, даже — новогоднего зуда, заполнившая витрины магазинов, телевидение, радио, Интернет, все что угодно? А потом пробили куранты двенадцать раз — и… все. И ничего. И ничего не изменилось — остались и мясо, и салаты, и елка с лампочками, да только нет больше того напряженного, до предела взвинченного ожидания, которое еще минуту назад придавало всему этому смысл. Ночь наливается тяжестью, усталостью, пустотой. Посидим еще немного да спать пойдем. И так — каждый год, боже мой. ПУСТЫЕ ДНИ Всей этой первоянварской горечи, пожалуй, и не было бы, не разгороди человек время на три вида ячеек: будни, выходные и совсем особенные дни — праздники. Если в первые из них «положено» работать, во вторые — отдыхать, то в третьи — нечто уж вовсе немыслимое: не просто отдыхать, но еще и обязательно радоваться и, хуже того, веселиться. Да, современный человек справляется с красными днями неважно. Он, конечно, уже научился отвлекаться от этого обстоятельства шопингом, развлечениями, выпивкой, наконец. Но факт остается фактом: у него, как правило, не оказывается под рукой ни убедительных способов проживания торжества как действительно особого состояния, ни надежных механизмов выхода из него (чаще всего роль «особенного» состояния выполняет большое расслабление — после него потом так трудно собираться). Об этом свидетельствует хотя бы превеликое количество депрессий и психических срывов, поражающих наших современников и способных довести их иной раз буквально до самоубийства. Именно в такие дни они превышают все мыслимые нормы, а у психотерапевтов, говорят, резко возрастает количество клиентов. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ Одной из самых больших душевных трудностей признают так называемый синдром ожидания — мучительное переживание (неминуемого) несоответствия между тем, что принято ожидать от торжественных дат, особенно от якобы все преображающего Нового года, и тем, что оказывается на самом деле. Тем более что культурный прессинг приходится испытывать очень серьезный: такие ожидания нагнетаются всеми мыслимыми средствами массовой информации в надежде повысить покупательную активность аудитории. Человек, не готовый и не склонный радоваться в то время, когда радуются (якобы) все, чувствует себя вытесненным на обочину жизни. Впору уже задуматься над тем, чтобы от праздника защищаться. Средства защиты, кстати, уже вполне разработаны. Да, наши современники уже не выводятся из праздника специальными символически насыщенными ритуалами, подобными, скажем, тем, какими у аборигенов Австралии и по сей день прекращаются большие праздничные циклы: у центральноавстралийского племени варрамунга, например, конец церемонии в честь мифического змея Воллунква знаменуется тем, что с головы исполнителей ритуала резко сбивают головные уборы, которые символизируют змея. Нам приходится освобождаться от своих змеев собственными силами. Психологи давно продумали механизмы более-менее безболезненного соединения выходных с рабочими буднями и предлагают множество способов, чтобы перейти от одного к другому. Прежде всего — не делать этого рывком, включаться в работу постепенно. Распланировать ближайшие будни. Продлить праздник на рабочем месте, отпраздновав с коллегами или обсудив с ними собственные впечатления. Вообще сделать на рабочем месте что-нибудь бодряще конструктивное: разобрать стол от застарелых завалов, сделать перестановку в кабинете. Придумать себе занятия на вечер. Взять лист бумаги, записать свои ожидания от прошедшего праздника; отметить, что осуществилось, что — нет; подумать, почему и что для этого можно сделать в следующий раз... Но это все — техники. Чем заполнить его запрограммированную культурой пустоту? Как ответить на главный вопрос: зачем это все? ОДИН НА ОДИН Первое, что приходит в голову, — сказать себе, что такие дни — просто возможность отдохнуть или, того лучше, наконец-то уже как следует поработать. Причем это последнее кажется даже самым осмысленным. Одна беда: при этом праздник перестает быть самим собой. Однако дело в том, что он нужен человеку именно как таковой. Более того, есть веские основания подозревать, что праздник старше человека. Предпосылки древнейшего праздника исследователи усматривают даже в некоторых массовых ритуалах обезьяньих сообществ. Его никогда не «вводили», его никто не придумывал — он возник вместе с человеком как одна из необходимых форм его существования. А человеку потому так и трудно с праздником, что ему в отличие от хвостатых сородичей для полноценного переживания праздника необходим смысл. Ему нужно понимать, ради чего он совершает все эти заведомо условные действия. Без этого понимания, без доверия условностям ни действия, ни состояния, ни распределение напряжения как следует не получаются. Раз уж мы действительно можем отделить себя от традиционных представлений и не так уж верим в глубине души в то, что в Новый год действительно обновляется Вселенная, а, скажем, в собственный день рождения мы оказываемся самой чувствительной точкой бытия, к которому сходятся все мирообразующие силы, — так вот, если мы так все-таки не думаем всерьез, мы имеем полное право не насиловать себя. И этим правом стоило бы воспользоваться. Не заставлять себя беспрекословно следовать всем приметам, которые предписывает нам наша явно изголодавшаяся по традициям культура, а распорядиться пространством торжества самостоятельно. По крайней мере, постараться. Кроме отдыха, сброса напряжения, для которого, в конце концов, придуманы и обычные выходные, праздник — возможность взглянуть на собственную будничную жизнь со стороны. Этот день именно потому всегда связан с некоторыми дополнительными усилиями, что дает нам возможность стать другими. Пусть даже — если не хватает духу сломать стереотип (хотя психологи очень рекомендуют именно это) — вполне обычными другими — ведь праздничные действия тоже из раза в раз повторяются. Главное — не такими, как в будни. Расширить диапазон собственных ролей. Получше узнать свои недопрожитые стороны: в конце концов, праздник — это новая коммуникативная ситуация. Праздник — форма работы с собой (даже если эта работа — отдых), усилия придания себе формы (даже когда эти усилия — расслабление). Это способ впустить в себя то, чему в будни — в состоянии по определению суетном — не находится места. Тут мы в совершенно одинаковом положении с нашими предками. Праздник — окно в Существенное. Он, убирая будничную суету, дает нам возможность встретиться с тем, что для каждого из нас действительно главное. Оказаться с ним один на один. Отношения с любимым человеком? С семьей? С самим собой? С обществом и государством в целом (хотя бы на уровне того, разделяем мы его праздники или нет)? С Богом? С корнями бытия (а что, почему бы и нет)? Все может быть. Конечно, можно этого и не заметить. Но тут уж праздник не виноват. Он — только возможность. Психологи отвечают нам на вопросы только о механизмах проживания праздников, вхождения в них и выхода их них. Но на вопросы о смыслах всего этого, кроме нас самих, никто не ответит. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Андрей Лоргус, священник, психолог-консультант ВОСХОЖДЕНИЕ В СУЩЕСТВЕННОЕ Праздник не столько «окно» в Существенное, сколько встреча с ним. Встреча — это как свидание с любимой. Готовишься, волнуешься, мечтаешь — и вот встреча, свидание, полет души… А потом вспоминаешь дни и часы, проведенные на вершинах блаженства. Праздник тоже после себя оставляет чувство полноты, радости! Ожидание праздника — это не пустая корзина, которую можно наполнить подарками и угощением. Ожидание — это дорога ввысь, это приготовление к ритуалу. Смысл его заключен во внутренней его сути, а не в форме. Ритуал в понимании психолога есть способ осуществления возможного, развитие. Деятельное развитие. Праздник есть восхождение к смыслу Бытия, он не постигается в обыденном. Будни погружают сознание в гущу существования. Праздник выносит нас из гущи на вершину, чтобы оттуда увидеть всю красоту Бытия, чтобы насладиться красотой, смыслом, подлинностью. Праздник возносится над буднями не в надменном презрении к пятницам и понедельникам (с которыми иногда делит славу), а как горы растут из полей и долин — так праздники вырастают из будней. Будни не пустота, и человек не алчет праздника в тоскливой пустоте. Человек к празднику выносит свое лучшее из дома души на праздничную площадь: надевает лучшую одежду, читает молитву, готовит свои лучшие блюда, берет в руки гитару и пускается в пляс от радости. Первое января — сладость новизны, благодарность к прошедшему, планы, проекты, мечты… Новый календарь, новая записная книжка, блокнот, встречи. Трепет восхождения к новой вершине! #hottovarr #ёлка #новый_год #праздник #психология

Теги других блогов: новый год праздники пустые дни